НАША НОВАЯ РУБРИКА!
Ваши отзывы о Вашем отдыхе на Нашем сайте!
Ждём Ваши сообщения: otzyvy@tyristicheskoe.ru

Социально-экономическое значение туризма



С экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был признан экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики многих раз-витых и развивающихся стран мира. По данным Всемирной Тури-стской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквива-лентен 11-12% мирового валового национального продукта. На до-лю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых по-ступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсо-лютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей. В 1995 году каждое 15-е рабочее место в мире приходилось на индустрию туризма.

В некоторых странах туризм обеспечивает до четверти и даже более всех поступлений в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от ин-дустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше - 45%.

Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые от-расли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хо-зяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быст-рее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника ва-лютных поступлений и расширения международных контактов по-стоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы под-твердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма.

Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он яв-ляется путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреа-ционных, деловых, образовательных и других целях. Для предста-вителей туристской индустрии - это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов.

Итак, влияние туризма на экономическую жизнь страны заклю-чается в следующем. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Дохо-ды от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.

Целесообразность активного развития въездного туризма обу-словлена необходимостью увеличения поступлений валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых белорусскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных турист-ских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенден-ция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо ба-ланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выра-женная, например, в налоговых льготах) могут содействовать уве-личению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отме-тить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.

Особенность туризма заключается в том, что он влияет на эко-номику через спрос и потребление туристов. Специфика турист-ского потребления состоит в том, что не товар доставляется по-требителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бы-тового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты че-рез налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы.

А теперь приведем примеры социального значения туризма. Научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являют-ся повышение интенсификации труда, автоматизация и компьюте-ризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физиче-ского и психологического характера, что ведет к снижению жиз-ненной и трудовой активности.

Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способст-вует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ре-сурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он пре-доставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обста-новку и образ жизни. Эффективность туризма в восстановлении сил и трудоспособности человека, и следовательно, психофизио-логических ресурсов всего общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности.

Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является од-ной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работ-ников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практи-ка, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.

Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населе-ния туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население. *
 
Непал: